История национальной одежды Казахстана насчитывает не одно столетие. С давних пор казахи шили костюмы из сукна, войлока, кожи и меха. Богатые жители могли позволить себе наряды из привезенных из-за рубежа тканей – бархата или парчи. Сегодня национальная казахская одежда не так часто встречается в обиходе жителей страны, но традиции богато расшитых и украшенных костюмов весьма актуальны.
Торговцы, ремесленники и просто обычные жители носили тканую одежду, сделанную своими руками из шерсти домашнего скота – барана или верблюда, меха, кожи. Теплые вещи на зиму делали из войлока. Для зажиточных казахов были доступны материалы побогаче – шелк или шерсть. На шубы и верхнюю одежду шли шкурки куницы (наиболее ценные), крота, енота, молодых жеребцов, соболей и даже тигров. Подкладку для меховых изделий делали из особо ценных дорогих шкур. Снаружи они были укрыты бархатом, велюром, парчой, атласом или вельветом. Чтобы украсить шубы, к ним пришивали отложные воротники.
Национальный костюм всегда отшивали с учетом климатических условий и этнических традиций. Издавна из казахской одежды выделяют:
В честь традиционных праздников и торжеств выбирали наряды из дорогих тканей. К особым случаям относились и сражения, когда воины облачались в самые лучшие и дорогие наряды. Под нательной одеждой подразумевали платья, брюки, жилетку. Верхней называли чапан, безрукавки, шубы и дубленки.
История национальной одежды казахов не обходится без дубленок и шуб, покрытых тканью или краской. Использовали желто-красные оттенки состава из березовых листьев, сосны, хны и ревеня (им окрашивали кожаные изделия). В холода сверху пальто надевали каптама тон – одежда, сшитая вручную, толстыми и длинными иглами, стежками в виде креста, с меховой оторочкой. Не редко шубы отшивали лицевой стороной, особенно из жеребцов или козлиной шкуры.
Чаще всего женщины облачались в так называемый койлек. Это платье достаточно простого кроя в виде рубашки. На праздники менялось лишь качество материала, ежедневно они носили одни из дешевых тканей.
Традиционной одеждой на каждый день считали камзол и брюки, без которых была немыслима верховая езда. Камзол – это накидка, выполненная по фигуре в верхней части и распахивающаяся к низу. Для ежедневных забот носили шапан (длинный халат прямого кроя с большими рукавами). На свадебные церемонии его шили из дорогих тканей красных оттенков.
Особую роль играл головной убор. На свадьбу для невесты готовили саукеле – это национальный головной убор, который иногда мог достигать 70 см в высоту. Женщина с убором белого цвета гордо носила звание мамы.
Национальные костюмы всегда щедро дополняли украшения. Магические обереги надевали детям чуть ли не с рождения. Уже после 10 лет девочкам разрешали носить более ценные украшения, в соответствии с социальным положением ее семьи и возрастом. Для украшения волос использовали звенящие подвески – шолпы, шашбау. Они не только делали локоны более красивыми, но и считались их оберегом. При ходьбе эти аксессуары издавали такой же легкий, как девичья походка, звон.